Выпуск этой программы «Радио Света» будет посвящен интереснейшей теме – теме воображения. Не знаю как вы, но раньше я часто думала, что воображение или фантазия, как мы это называем, является чем-то плотским. Тем, с чем нам надо бороться, чтобы стать «духовным» человеком. Иногда мне казалось, что в христианских кругах, слово фантазия равносильно слову грех. Почему так? Да потому что, как говорит Библия, «сыны века сего гораздо мудрее сынов света». Враг рода человеческого умело применяет свою тактику, причем так часто, что даже сами слова «воображение» или «фантазия» начинают восприниматься нами в негативном контексте. Мы боимся стать плотскими, и не используем то, что Бог вложил в нас с самого начала, то, что Он предусмотрел для нашего блага.
Но прежде, чем мы углубимся в предмет нашего обсуждения, давайте помолимся:
Господь, спасибо, что там, где Ты и Твой Дух, там свобода, потому что Ты даешь свободу от всего, что держит нас в темноте. Ты есть Свет! Ты выводишь нас во свет, свет Своей истины. Поэтому я молюсь, чтобы Твой Дух, который дает смелость, дал нам смелость открыть сердца для истины Твоего слова и убрал все, что стоит на пути правильного восприятия Тебя, не только духом, но душой и телом. Во имя Иисуса, аминь!
Сегодня мы прочитаем и разберем несколько стихов из 3 и 4 главы 2го послания к Коринфянам. Мы начнем со
2 Кор. 3:14 - Но умы их (в переводе с греческого это слово значит мышление или сознание) ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Все, кто не знает Христа, те, кто не понимает и не принимает Его жертвы за нас, находится еще в Ветхом Завете, и сознание таких людей ослеплено. Они не видят истины, и бредут наугад, принимая за истину то, что истиной не является.
Что же такое сознание? СОЗНАНИЕ – это процесс отражения действительности мозгом человека. Это - восприятие и понимание окружающего, способность осмысленно воспринимать окружающее через чувства и ощущения чего-л.
ссылка Или другими словами, сознание – это совокупность умственных и чувственных образов возникающих у человека через восприятие внешнего мира с помощью 5 чувств.
Таким образом, из ранее прочитанного нами стиха, мы понимаем, что сознание людей искажено. Искажены образы в их разуме и само восприятие через чувства. Все не такое, каким Бог предназначил этому быть.
Представьте себе, вы одели толстые перчатки и теперь пытаетесь нащупать царапину на стекле. Что будет? Вы ничего не найдете. А если у вас к тому же еще и закрыты глаза или же вы смотрите через тюль или же занавеску, ваша реальность и восприятие действительности будет сильно искажено. Не так ли?! Вы не только не сможете нащупать эту царапину, но возможно даже не поймете, что вы трогаете стекло, так как вы не сможете ни увидеть его, ни осязать…
Продолжим чтение нашего библейского отрывака
2 Кор. 3:15 - Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
Если переводить с греческого, то там написано, что сердце таких людей погружено в оболочку, раковину или скорлупу.
Заметьте, здесь речь уже идет о сердце людей. На нем тоже лежит покрывало, как и на их разуме.
В библейской перспективе мы являемся целостными личностями, и наше мышление и наши чувства переплетены друг с другом. Ум – это мыслительная часть сердца, а сердце – это чувствительная сторона ума. Неврология доказала, что это совершенно правильный взгляд. Мы целостные личности, и наши эмоции связаны с нашими мыслительными процессами.
Читаем дальше:
2 Кор. 3:16,17 - но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода… Господь дает свободу. Он снимает покрывало, разбивает всякую скорлупу, в которую было погружено наше сердце и наш разум, и теперь наше сознание способно воспринимать и видеть образы мира и всего так, как их видит Господь. Мы свободны видеть и ощущать вещи в нашем сознании, в наших сердцах, которые мы не были свободны видеть и ощущать до этого.
И читаем дальше:
«…Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню… или созерцая Его славу… преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Слово «преображаться» на древнегреческом значило - менять внутреннюю природу. Не просто меняться снаружи, поступать по другому, но меняться так глубоко, что это меняло вашего внутреннего человека, всю вашу сущность, вашу душу.
Давайте разберем этот стих более детально, потому что в нем ключ к тем переменам, которых мы с вами так жаждем. К переменам в нашем сердце, разуме и душе.
Итак, нужно уделить особое внимание слову «взирать» или «созерцать». Если найти значение этого слова в толковом словаре, то мы читаем следующее: созерцать - рассматривать, проникая умом или мыслью. В нашем контексте – мы созерцаем Божью славу, Его благость, величие, Его сущность, которая есть любовь.
ссылка ссылка Если изучать это слово в библейских словарях, то оно значит - делать это длительно и непрерывно.
Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс)
Покров, единожды снятый, остается поднятым (Hughes), κατοπτριζομενοι "смотреть на что-л., как в зеркало, созерцать что-л." (BAGD; см. особ. Thrall, excursus IV, "Mirror-Vision and Transformation", 1:290-95). Praes. part, показывает, что действие длительно и непрерывно (Hughes), μεταμορφουμεθα praes. ind.pass, отμεταμορφοω (#3565) преобразовывать, изменять внутреннюю природу. (Trench, Synonyms, 264; TDNT; Plummer). По мере того, как верующий преобразуется, формируется его характер и таким образом выполняется Божий замысел Творения (см. Быт. 1:26-28). απο κυριου πνευματος от Господа Духа; то есть, от Господа, Который посылает Дух. Или же: "от Господа, Который есть Дух". О разных толкованиях см. Hughes; Furnish; Thrall; Martin.
ссылка Мы созерцаем, рассматриваем, проникая умом или мыслью в Божью славу. Мы делаем это длительно и непрерывно. Мы воспроизводим в своем сознании образ Бога.
И что же тогда происходит? Его образ, образ Его славы, Его красота и любовь преображают нас, это меняет нашу внутреннюю природу, нашу душу. Его слава производит в нас славу. Мы меняемся, но не потому, что мы усердно стараемся, пыжась изо всех сил! Мы меняемся, но не потому, что мы ожидаем когда Бог заберет у нас плохие качества. Мы меняемся, но не потому, что накапливаем всевозможную информации о Боге.
Павел говорит, что путь нашего преображения от славы в славу лежит через созерцание. Мы способны на это, потому что покрывало убрано. И наше сердце и сознание, наш разум теперь свободны и могут воспринимать Бога и строить правильный образ Бога. Мы можем воспроизводить Его образ, то есть представлять или воображать Его.
ссылка ссылка ссылка Теперь давайте обратимся к
2 Кор. 4:3,4 - Если же и закрыто благовествование (греч. = Евангелие) наше, то закрыто (от слова покрывало) для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил (помрачил) умы (или сознание), чтобы для них не воссиял (чтобы они не увидели) свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Если говорить кратко, то дьявол поместил разум и сердце неверующих людей в скорлупу, чтобы они не видели и не понимали каков Бог на самом деле. Все, что они видят – это Его искаженный образ. Скорее всего - Он злой, тираничный, наказывающий их за любую провинность и требующий от них каких-либо жертв в обмен на благословение.
Проблема в следующем: все мы, особенно люди западной культуры, наследники так называемой научной революции. Мы наследники просвещения, наследники натуралистического мировоззрения, в котором всё действует по естественным причинам и последствиям. Поэтому мы чаще всего предполагаем, что реально только то, что материально, то есть мир физический. И воображение представляется нам всего лишь выдумкой или фантазией. И отвергая воображение мы сводим на нет все то, что мы только что с вами прочитали. Мы считаем наше воображение чем-то наподобие детской забавы, и поэтому отвергаем его. И когда в нашем уме возникают конкретные живые образы о Боге, мы их не ценим. Но, к сожалению, мы так часто воображаем себе все плохое, что может с нами произойти услышав всего лишь 1 сточку об эпидемии гриппа или же раке, финансовом кризисе или же какой-то новости, которую мы услышали по телевизору. А именно такими новостями подпитывают наш разум средства массовой информации.
Возможно, вы не понимаете к чему я виду, но я хочу, чтобы сейчас вы проделали небольшой эксперимент. Сейчас каждый из вас закроет глаза и подумает о том, чем он будет заниматься, к примеру, после того, как прослушает эту передачу. Вы готовы? Тогда поехали! Закройте глаза и подумайте.
Я уверена, что каждый из вас представил себе то, чем он будет заниматься. Кто-то подумал о том, как он расскажет о том, что он только что услышал, своим родным или друзьям. Он даже увидел лицо своей жены или же друзей, почувствовал их эмоции – удивление или же радость. Кто-то, кто ничего не понял, возможно представил себе, как он наконец-то выключит компьютер и пойдет спать. И т.д. и тому подобное. И это впорядке, что вы представили себе даже это.
Важно не то о чем вы подумали, а как вы это сделали. Когда вы думали о том, чем вы займетесь, каким образом вы это себе представляли? Увидели ли вы эту информацию как некий набор букв на черном экране вашего воображения? Или же в вашем разуме всплыли картины будущего события? Когда вы подумали, вы увидели образ. Тот, кто собрался пойти спать, увидел образ своей уютной кроватки, ощутил приятное чувство расслабления, предвкушая будущий отдых. То есть, ваш ум вспоминает, начинает ощущать то, что вы уже видели, слышали или чувствовали. Он видит образы. Вы предвидите и планируете свои дела на сегодня путём ощущения наперёд. Обратите внимание на то, как действует ваш мозг: вы получаете образы, либо визуальные, либо через чувства. Вы заранее ощущаете будущее, то, что произойдет.
Наше планирование похоже на процесс воспоминания. Оно включает воображение. На самом деле, то, как вы представляете себе будущие события, в значительной степени определяет ваши чувства по отношению к этим событиям. Если то, что вы себе представили, негативно и вызывает боль, вы будете полны тревоги уже сейчас. Тревога – это ощущение будущей боли уже сейчас. Если же вы предвидите что-то очень приятное, вы будете счастливы уже сейчас.
Вера – это представлять себе картину о будущем, которое вы ещё не видите, но на которое надеетесь, и это представление толкает вас в этом направлении. Люди замечают, что всё в нашей жизни, всё, что мы делаем, всё, к чему стремимся, является продуктом воображаемого мира в нашем разуме. Воображение не только отстраняет нас от реальности, но и приводит нас к реальности. Оно является решающим фактором, определяющим качество и направление нашей жизни. Это почему Библия недвусмысленно говорит, как важно то, о чем мы думаем.
«Обращайте ваши мысли к небесному, а не к земному» (Кол.3:2)
«каковы мысли в душе его, таков и он» (Пр.23:7)
«И наконец, братья, размышляйте о том, что истинно, благородно, справедливо, чисто, что приятно и восхитительно, о том, в чём есть добродетель, и о том, что достойно похвалы - пусть это занимает ваши мысли». (Фил. 4:8 - Восточный перевод смысловой) Воображение, в течение всей церковной истории, понималось как главное место встречи с Богом. Некоторые называли наше сознание «внутренняя святая святых» или «святилище». И благодаря нашему согласию на действия Бога в нашем воображении, Божьи дела, Его слава, благость и даже абстрактные истины Его Слова становятся реальностью, тем, что мы можем ощутить. Но более того, это начинает преобразовывать нас, менять нашу внутреннюю природу.
И в этом процессе преобразования больше всех меняются те люди, для которых воображать что-то очень естественно. Они практикуют 3-ю главу 2-го послания Коринфянам не задумываясь. Они видят, воображают, ощущают и переживают Господа. И поэтому они преобразуются от славы в славу. Они читают какую-то историю из Библии, и она вызывает у них бурю эмоций. Они получают картину о себе, на которую они смотрят и видят себя освобождёнными от зависимости, исцеленными и т.д.. Секрет в том, что ты станешь тем, что ты видишь.
Давайте начнем созерцать образ Бога, таким, каким Он открылся нам во Христе, потому что Библия говорит, что «Бога не видел никто никогда…» Он был невидим нам, мы видели только через тусклое стекло, угадывая Его образы, но только единородный Сын, Он явил нам Отца. Только Он является Его образом, точным подобием. И когда мы начинаем размышлять, проникая умом или мыслью в Его красоту, в ту любовь, которую Он показал на мам на кресте, умерев за нас, когда мы были еще грешниками, когда мы начинаем представлять себе Его образ, Его Дух начнет менять нашу сущность. Мы начнем преобразовываться в Его образ и, смотря на нас, люди будут видеть Его.
В заключение я хотела бы предложить вам сделать небольшое упражнение, которое практиковал
Игнатий де Лойола. Он был монахом и жил в 16-ом веке. Это упражнение - молитва с помощью образов или «молитва воображения». В начале каждого упражнения, он призывал найти определенное место в вашем разуме, это место - внутреннее святилище, место где вы встретитесь с Богом.
Это может быть место в вашей памяти, где вы представляете что-то спокойное и мирное. Это должно быть место, которое вы можете представить себе очень легко и конкретно. Место покоя и уединения. Попросите Духа Святого помочь вам представить, что вы находитесь там. Это может быть картина из детства, может, место из недавнего прошлого. Может, это что-то в городе, может, это где-то на природе, не важно где, но это место будет «святилищем» для вас.
Пусть это будет таким местом, куда вы сможете проникнуть путём ощущения. И когда вы будете там находиться, пригласите Иисуса прийти туда. Созерцайте Его. Ощутите Его. Возможно, кто-то увидит лицо Иисуса. Другие услышат, как Иисус говорит с ними, или просто почувствуют, что Он рядом. Но важно открыться для Духа Святого и сказать: «Я хочу узнать истинного Иисуса».
Итак, представьте себе ваше «святилище», и попросите Иисуса поприсутствовать. Просто побудьте там с Иисусом. Не пытайтесь что-либо делать. Не пытайтесь выжать из себя какие-то чувства или эмоции. Не пытайся заставить чему-то произойти. Нужно просто присутствовать рядом с Богом. Он же присутствует здесь, не так ли?
Так мы сможем соприкоснутся с Его реальностью, Он перестанет быть лишь информацией в нашем разуме, и Его образ оживет для нас, Его слава наполнит нас, Его любовь преобразит нас и мы ответим на Его любовь взаимностью.
Я хочу предложить вам находится в этом месте встречи с Богом почаще. Пусть это войдет у вас привычку, и скоро вы заметите, как вы преобразитесь, озаряясь Его светом и любовью. Благословляю вас!